Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые задания наисследование интеллектуальной
деятельности детей старшего дошкольного возраста

Талавера Юлия Анатольевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №58
Петроградского района Санкт-Петербурга
 
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья становится максимально эффективной только лишь в условиях многоаспектного комплексного подхода. В системе такой комплексной работы должны проводиться соотвествующее дифференцированное медикоментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебно-оздоровительные мероприятия, массаж, лечебная физкультура, логопедическая ритмика, коррекционно-развивающее обучение и воспитание в тесном сотрудничестве с семьей воспитанника. 

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.

Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста  имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:

1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.

Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления.

При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.

В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов.

В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.

Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.».

Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.

Большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.

Основной источник развития - обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.

Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:

– конкретно-понятийную;

– абстрактно-понятийную.

На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.

Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.

Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяется работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.

Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.

Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.

В связи с этим рассмотрим лишь небольшую, но немаловажную область - интеллектуальную деятельность детей. Вашему вниманию представлены игровые задания на выявление недостатков.

  1. Игра «Доскажи словечко»
Цель игры: выявление представлений о свойствах предметов, умения находить предмет со свойством, противоположным заданному, и называть его.
Материал: карточки с изображением животных и предметов или рисунок, на котором изображены те же предметы.
Ход и инструкция исследовательской игры: Давай с тобой поиграем. Я начну говорить, а ты продолжишь.
  • У аиста ноги длинные (специалист показывает картинку), а у утки… (после правильного ответа ребенка показывает карточку или просит соединить линией аиста и утку).
  • Грузовая машина высокая, а гоночная …
  • Тетрадь тонкая, а книга…
  • Одеяло широкое, а шарф..
  • Перо легкое, а гиря…
  • Если собака большая, то щенок..
  • Если кастрюля глубокая, то миска… и т.д.
Оценка выполнения:
Низкий уровень –
допущенные ошибки не исправляет, заменяет признаки случайным словом; ребенок составляет пары, руководствуясь собственной логикой.
Средний уровень – допускает ошибки в названии признаков (4 из 8), правильно составляет 4-5 пар предметов; частично исправляет допущенные ошибки.
Высокий уровень – ребенок называет противоположные признаки, правильно составляет пары; ошибки исправляет самостоятельно.
 
2. Игра «Создай свой аквариум»
Цель игры: выявление умений группировать предметы по заданным признакам; выделять предметы, обладающие общими для двух групп свойствами.

Материал: рисунок с изображением двух аквариумов и подготовленные цветные «камушки» разной формы или общий рисунок.

Ход и инструкция исследовательской игры: перед ребенком лежит рисунок с двумя аквариумами и «камешками». «В этих аквариумах будут жить рыбки. В круглом- те, которым нравятся желтые камешки разной формы, а в квадратном – те, кому нравятся овальные камешки разного цвета. Выбери камешки для каждого аквариума и скажи, какие камешки ты положишь в круглый аквариум, а какие в квадратный. Чтобы сразу было видно, соедини линией камешки с аквариумами. Все ли камешки ты положил в аквариумы? Правильно ли ты сделал?»

Оценка выполнения: 
Низкий уровень – ребенок запоминает лишь цвет камешков; свои действия не объясняет.
Средний уровень – ребенок запоминает часть названных свойств предметов (в основном, цвет); просит повторить задание; не всегда точно может объяснить свои действия; допускает ошибки, частично исправляет их.
Высокий уровень – ребенок запоминает названные свойства и самостоятельно группирует предметы по ним; объясняет свои действия, называет форму предметов; допущенные ошибки исправляет самостоятельно.

3. Игра "Найди лишнюю картинку"
Цель игры: выявление владения ребенком видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими один-два существенных признака. Может ли самостоятельно составить описательный рассказ. Знает ли названия и особенности предметов. Умеет ли бережно относится к предметам.
  • игровой персонаж Незнайка, картинки с изображением групп (5-7 предмметов), относящиеся к мебели, посуде, одежде, обуви, инструментам и т.д. (на каждой карточке 1 картинка лишняя).
Ход и инструкция исследовательской игры: Незнайка просит найти и назвать лишнюю картинку, объяснить почему она лишняя.
Вопросы Незнайки:
  • Какие предметы называют игрушками? (посудой, мебелью и т.д.).
  • Какие еще ты знаешь игрушки? (посуду, мебель и т.д.).
4. Игра «Угадай, кого зовут Женя?»
Материал: сюжетная картинка, на которой изображены играющие с игрушками мальчик и девочка.
Ход и инструкция исследовательской игры: ребенку предлагается догадаться кого из детей на картинке зовут Женя по одежде и обуви.
Вопросы:
  • На ногах у Жени кроссовки;
  • Женя в брюках;
  • У Жени нарядное синее платье;
  • Покажи кого зовут Женя;
  • Почему ты так думаешь?
 
5. Игра «Время года» (найди лишний предмет)
Цель игры: выяснить, владеет ли ребенок видовыми и простейшими родовыми понятиями, которые имеют один-два существенных признака. Владеет ли умением составлять описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Выяснить его отношение к предметам (бережное или нет и т.д.).
  • карточки с нарисованными тремя группами предметов (обуви / одежды, среди которых лишний зонтик; карточки с изображением трех времен года – зима, лето, осень; карточки с вопросом).
Ход и инструкция исследовательской игры: ребенку предлагается рассмотреть картинку, найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. На место вопросительных знаков положить картинки, условно обозначающие времена года, когда носят эту обувь. Назвать каждый предмет, определить, из какого материала он сделан. Назвать свойства и качества этих предметов.

Оценка выполнения:
Низкий уровень – существенные вопросы не вычленяет. Задание на группировку предметов по родовым понятиям не принимает.
Средний уровень – группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью взрослого. В собственной деятельности предметы использует по назначению.
Высокий уровень – ребенок владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями. Легко справляется с заданием на группировку. Самостоятельно составляет рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Поведение ребенка характеризует бережное отношение к предметам.



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»